Лидер или менеджер?
Устойчиво сложилось мнение о том, что руководитель предприятия – лидер.
Однако между понятием лидер и «менеджер» - есть разница.
В современной науке об управлении тема лидерства одна из самых сложных,
спорных и в то же время актуальных.. Актуальна она потому, что в современном
мире, где конкурируют бренды, приверженность коллектива возможна только тогда, когда ее руководитель - лидер. Быть лидером важно еще и потому, что как писал известный социолог Де Сваан, в постиндустиальном обществе, командную
экономику заменила экономика переговоров.
Лидер и менеджер не одно и то же
Тема лидерства, занимает умы человечества, пожалуй, ровно столько, сколько оно
существует. Первые определения «лидера» прозвучали в трудах Аристотеля,
Платона и Макиавелли. И до сих пор психологи не пришли к единому мнению. С
прошлого века не кончается спор, что важнее: личные качества человека или
обстоятельства? Одни считают, что эффект лидерства заключен в харизме,
другие – полагают, что все решает судьба - ситуация, в которую попадает человек,
- именно она мобилизует и раскрывает лидерские качества. Долгое время в среде
управленцев было популярно высказывание Наполеона. Он говорил, что люди с
высоким интеллектом и большим количеством энергии должны становиться
генералами, люди с высоким интеллектом и небольшим количеством энергии –
штабными. Люди с низким интеллектом и небольшим количеством энергии
должны отправляться в кавалерию, а люди с низким интеллектом и большим
количеством энергии в пехоту – это самые опасные люди, их нужно отстреливать.
Что же такое лидер в современном понимании? - Слово лидер мы зачастую
употребляем, имея в виду позицию, роль человека в определенной системе,
должность на предприятии. Однако человек, занимающий роль управленца, может
и не обладать лидерскими навыками. В то же время любой из сотрудников, не
наделенных административной властью, может оказаться неформальным лидером и оказать влияние на психологический климат, т.е. быть тем человеком, который может повести за собой коллектив,
Поэтому лидерство – не имеет отношения к занимаемой должности, а сама по себе должность никогда не сделает из управленца истинного лидера.
Лидерство в переводе с англосаксонского означает « идти впереди» - это способность вести за собой людей в достижение определенной
цели. И если задача менеджера в умении выполнить задачу посредством
других людей, то лидер умеет сделать так, чтобы люди захотели выполнить
эту задачу. Эффективное лидерство это некая магия, контакт души одного человека с душами многих. Последние исследования психологов говорят о том, что для того, чтобы быть действительно лидером важны четыре составляющих: быть в гармонии с самим собой, уметь конструктивно общаться с другими людьми, иметь системное видение и правильно ставить цели. От того, какие цели ставить руководитель, зависит уровень его лидерства.
Цели определяют предназначение лидера
В конце 80-х американский психолог Николс заявил, что большая часть путаницы
в исследованиях по поводу лидерства произошла именно потому, что не
учитывался тот факт, что в зависимости от цели лидеры могут быт трех уровней:
мета-, макро- и микроуровня. Лидеры микроуровня окружают нас: это те люди,
которые занимаются выполнением конкретной работы или задачи. Перед ними
стоит цель – им нужно найти стиль управления коллективом.
Макролидеры не просто организовывают предприятие и ищут пути его
построения, они работают ради будущего, создавая определенную культуру. Ярким
представителем такого лидерства является Воган Билз – менеджер компании
«Харли Дэвидсон», который создал «дух Харли», увеличив долю компании на
американском рынке с 6% до 54%. Организовав международный клуб байкеров,
члены правления компании стали сами принимать участие в ралли, культивируя
образ жизни: «Движение все, конечная цель – ничто».
Металидерство – можно сравнить с созданием нового мира, к которому
принадлежат большие группы людей, и появляются последователи – энтузиасты.
Лидер такого уровня должен обладать видением. Известным ярким примером металидера является Махатма Ганди, в бизнесе - Уолд Дисней, создавший мир
семейного счастья, ценности которого до сих пор определяют компанию. Таким
лидером сегодня является Бил Гейтс - признанный гуру компьютерных и
информационных технологий. Один из примеров создания им нового мира является
его книга «Дорога вперед», благодаря которой каждый сотрудник «Майкрософт»
знает в чем цель компании, и в чем ее культура. Однако это не значит, что металидеры только фигуры большой политики или брендинга.
Какой стиль лучше?
Стиль - еще один спорный вопрос лидерства. Теоретики давно разделили стили управления на три категории: авторитарный,
попустительский и командный. На практике предприниматели отмахиваются от
попустительского. Всем хочется быть командным управленцем и никому –
авторитарным. На самом деле опытный управленец знает, что каждому стилю
всегда есть свое место и нужно владеть всеми тремя. Это подтверждают и
современные исследователи лидерства, которые обратили внимание на то, что у
каждого лидера свой индивидуальный стиль управления. Как пишут психологи,
стиль управления – это проявление «внутреннего театра» человека, тонкое
взаимодействие его навыков и потребностей. С этой точки зрения управление
можно сравнить с театром, где стиль руководства проявляется в разных ролях.
Найдены сегодня ответы и на вопросы: чем отличается хороший руководитель от
плохого? В чем секрет успешных лидеров? - В системности. Об этом говорят все
последние исследования. Если системный подход и системное мышление лежит в
основе современных направлений психологии и маркетинга, то в управлении
персоналом его до недавнего прошлого не применяли, впрочем, так же как и
теорию поставки целей.
Сегодня, говоря о лидерстве, подразумевают, что лидер никогда не существует
сам по себе - вне ситуации и вне окружающих его людей. Лидерство – это выбор
цели в динамичной системе взаимоотношений, где стиль руководства выбирается
на стыке всех составляющих систему частей: личная коммуникативная
компетентность лидера, сотрудники – исполнители идей, целевая аудитория –
последователи идей, условия внешней среды ( политические, экономические ,
социальные) . При этом как лидер, так и система непрерывно влияют друг на друга
и подвержены изменениям. Поэтому единственно верного стиля управления не
существует - не существует застывших отношений, каждый раз это движение,
творчество, вектор которого направлен в будущее.
Согласно теории «Большая пятерка» бизнес психолога Роберта Хогана лидер
должен обладать пятью качествами: обращенностью вовне, готовностью искать
согласие, добросовестностью, чувствительностью и открытостью к новому опыту.
«Новый подход лидерства изучает как некоторые люди – настоящие лидеры –
силой своего характера производят потрясающий эффект на своих последователей,
- утверждает известный бизнес психолог Манфред Кэде Ври. – Суть его в том, что
он рассматривает то, как эти лидеры влияют на мировоззрение служащих
компании, определяя, разъясняя и создавая ценности, культуру компании и
создавая приверженность миссии, целям и стратегии компании, получая, таким
образом, отличные результаты работы. Наиболее эффективные руководители
обладают набором навыков: динамизм, коммуникабельность, восприимчивость .
готовность соглашаться, надежность, IQ и EQ». Т.е. речь уже идет о том, что
вопрос лидерства – это вопрос жизненных ценностей человека при его устремлении
в будущее.
Судить об успешности управленца, как лидера, - несложно. Это видно по глазам
его сотрудников: если они горят и люди верят в боса и его идею, берут с него
пример – он без сомнения лидер. Если подчиненные каждый раз входят в кабинет
начальника затаив дыхание: «шеф вызвал..», боятся совершить ошибку, под угрозой
штрафов и увольнения - руководитель администратор, с авторитарным стилем
управления. Зачастую, считают, что командный стиль руководства определяется
тем, что решение в компании принимают несколько топ-менеджеров. Это
ошибочное мнение. Командность определяется тем, насколько персонал, начиная
от вахтера и заканчивая топ менеджментом, привержен целям компании, насколько
на верхних уровнях компании умеют слышать и понимать то, что происходит на
нижних. Это именно то, что сегодня зарубежные специалисты по брендингу
называют «духовным менеджментом».
«Компаниям недостает не способных сотрудников, а умения лидеров вести их в
правильном направлении . У компании должна быть корпоративная религия, и топ
менеджмент, используя свои силы, должен передавать ценности компании, ее
культуру и цели сотрудникам. - пишет Йеспер Кунде, автор нашумевшей книги
«Корпоративная религия». – Во многих компаниях еще главным считается
развитие продукта, продажи и рыночные доли. Но игровой автомат не может
внушить веру в продукт покупателям.. Только организация, движущаяся
целенаправленно и осмысленно может работать эффективно с качественными
ценностями, дифференцирующими бренды. Недостаточно просто нанимать людей
за их умение, их установки и ценности должны соответствовать ценностям
компании».
В этой связи стоит пояснить, что ценности невозможно навязать указаниями,
штатным расписанием, должностными обязанностями и штрафами. А прямые
высказывания на тему корпоративных ценностей буду восприниматься людьми как
нравоучения. Лидерство – категория не количественная, а качественная. И
косвенным проявлением ценностей является качество отношений между людьми.
Отсюда, бессмысленно говорить о миссии предприятия там, где в ходу
административно-командная система, где руководитель не замечает достижений
своих сотрудников и не оценивает их труд по достоинству. Бессмысленно потому,
что миссия по природе своей - категория нематериальная, и воплотить ее в жизнь
могут только люди.
Авторы популярной книги «Бизнес в стиле фанк» Кьелл А.Нордстрем, Йонас
Риддерстрале, считают: «Настала эпоха, в которой все решает талант и время.
Деньги делаются на продаже таланта и времени, на эксплуатации таланта и
времени, на организации таланта и времени, на упаковке таланта и времени.
Наиважнейший для производства ресурс расхаживает в ботинках и ежедневно
покидает офис в 5 часов. В результате лидерство и умение руководить людьми
становится ключом к конкурентному преимуществу. Это то, что вас выделит из
толпы. То как вы привлекаете, удерживаете и мотивируете ваших сотрудников,
важнее технологий».
Лариса Винникова – директор консалтинговой фирмы «Контакт», преподаватель курса «Брендинг» факультета рекламы ЮРГИ, написать автору: www. g-contact.ru
Тест: Вы лидер или менеджер?
(автор теста Манфред Ке де Ври, университет INSEAD , Франция)
Что полнее соответствует вашему мировоззрению в управлении компанией (подразделением компании)?
А Б
-Я больше сосредоточен на настоящем будущем
- Я больше думаю стабильности переменах
-Я строю планы краткосрочные долгосрочные
-Чтобы сделать свою инструкции вдохновение
работу я использую
-Мои цели основаны насущих потребностях «внутреннем театре»
- Мое положение основано на власти харизме
-В работе с другими я контролирую поручаю
- Мое общение характеризуется сложностью простотой
- При принятии решений я
обычно прибегаю к логике интуиции
- Главные вопросы корпоративные социальные и корпоративные
-Я всегда спрашиваю почему? что, как?
Если больше ответов расположено в колонке Б – Вы лидер,
Если в А , скорее Вы менеджер. Если Вы часто не могли выбрать между двумя вариантами, вы в равной степени относитесь к той и другой категории.
Такое положение может привести к высокой эффективности.