Мы вконтакте

Русский коучинг- заморская штучка на совдеповский манер

Несколько лет назад автор этих строк был участником программы обучения по коучингу. В те времена слово «коучинг» было в диковинку даже для многих психологов и представлялось неким заморским экслюзивным чудом, которому можно обучиться в России всего лишь  у нескольких гуру. Когда же пришлось получать заветную бумажку, вспоминается,  как в душе бродили смутные сомнения при словах  «Поздравляю, теперь ты - коуч», которые говорил  «гуру», пожимая руку.  Сегодня  с позиции Гештальт- терапевта ( Гештальт – направление в психотерапии), забавно вспоминать это «обучение» и профессионализм столичного  «гуру», и  книжку этого одиозного   автора которая  оказалась сплошь плагиатом небезизвестных книг Джима Коллинза «От хорошего к великому»  и Ричарда Коха  «Принцип 80/20», на которых не было даже ссылок. С тех пор понимание рынка о том, что такое коучинг изменилось лишь в том, что слово  «коучинг» стало не просто «на слуху», а очень  даже модным, и  создало условия для процветания большого количества людей, подобных описанному « гуру». 

Из истории коучинга

Коучинг  – вид консультирования, направленный на  оказание помощи  людям в достижении их целей, он возник  на стыке психотерапии, наставничества и  спортивного тренерства.

Но прежде чем говорить о коучинге, пожалуй,  стоит начать с того, где и почему  он возник.  Коучинг возник на Западе неслучайно -  он отражение идеологии  современного западного человека с одной стороны, и  потребностей  развития  бизнеса  в условиях высокой конкуренции с другой стороны.  Идеология западного человека  – «ты должен быть сильным, уверенным, ответственным за свою жизнь, самому решать свои проблемы,  не надеясь на то, когда подоспеет помощь»  – этим пронизано все искусство развитых стран,  достаточно вспомнить фильмы: «Крепкий орешек», «Смертельное оружие»,  «Команда», «Рембо»  и т.д. Чтобы не только выжить, но и достигнуть успеха, человек  должен уметь правильно ставить цели и достигать их. Поэтому культуру формирования зрелой, уверенной в себе личности  поддерживают  государства, к примеру, в Америке государство следит за тем, чтобы на каждые 100 человек жителей был психолог/ психотерапевт, а их услуги внесены в обязательное медицинское страхование. Поэтому специалисты  по целям – большое подспорье  в решение социальных программ и поддержании  идеологии и этому ремеслу на Западе  обучали  социальных работников, педагогов.

Коучинг прекрасно обслуживает и потребность бизнес сообщества в мотивации персонала, поскольку  в условиях высокой конкуренции люди становятся одним из ключевых факторов  успеха компании. Коучинг на Западе  - это стиль менеджмента и управления  персоналом,  которому обучают менеджеров. Названия книг основоположника коучинга Джона Уитмора неумолимо свидетельствуют об этом: «Коучинг для производства», «Коучинг – новый стиль менеджмента и управления персоналом». Получившая всеобщее признание  методика  работы с целью «GROW»  сера Джона Уитмора – владельца компании «Performance Consutants»– лежит в основе коучинга для менеджеров и социальных работников.

«GROW»  - алгоритм работы с целью: 1 этап: - постановка Цели(Gool), второй этап – исследование  Реальности, ее ресурсов, возможностей( Reality), выбор оптимальных вариантов, пути,  разработка  Действия(Options), активизации Воли(Will)  к действию.

Однако  со временем  в отношении  коучинга  сформировался еще один подход  - более широкий и профессиональный, при котором  консультациями занимаются профессиональные психотерапевты, используя в работе не только  метод  «GROW»,  а  полный   инструментарий  психотерапевтической  школы (психоанализ, гештальт- подход, юнгианский анализ, трансактный анализ, психодрамма , НЛП и т.д.)

Таким образом,  в руках  таких специалистов  коучинг – это  история не только про цель, а консультирование в рамках профессиональной деятельности клиента вообще.  При таком подходе, возможно решать задачи, связанные не только с целями, но и проводить диагностику корпоративной среды, связей человека с предприятием,  отношений с  другими людьми, разрабатывать видение, миссию,  устанавливать связи и приводит в соответствие разные уровни  предприятия,  помогать  разрешать  конфликты,  находить точки приложения  усилий и даже определять наилучшие направления для вкладывания денег в бизнесе, выбирать  претендентов на должность и  т.д.

Как используют слово «коучинг»  у нас

В России западные  технологии зачастую приобретают местный колорит. Коучинг в этом не исключение. Зачастую у нас не занимаются коучингом, а используют это слово для зарабатывания денег на несведущих потребителях. Как считает руководитель  направления «Организационное консультирование» Московского института Гештальта  Юлия Баскина в России коучинг – модное слово,  его используют те психологи, которые  в своем багаже ничего не имеют кроме знаний полученных в вузе. И автор полностью присоединяется к этому мнению,  поясняя читателю, то, что, к сожалению, наше вузовское  образование ретроспективное, реальных инструментов работы с человеком оно не дает, поэтому те, кто хочет работать с людьми, вынуждены получать еще одно коммерческое образование по западным стандартам обучения в перечисленных выше психотерапевтических  практиках.  Для тех,  кто не утруждает себя  дополнительным профессиональным образованием, появилась практика  проведения   4 –5  двухдневных сессий по так называемому коучингу, которые обычно практикуют столичные тренеры на периферии, что очень удобно решает проблемы образования…. на бумаге. 

Отсюда закономерен вопрос: можно ли стать коучем за 10 дней? – конечно же, нет. Но получить бумажку о том,  что ты коуч –  в России можно.  Кому? – всем тем, кто заплатит деньги. В этой связи вспоминается случай, когда  автору этих строк  топ- менеджер амбициозно объявлял: «Да я сам – коуч!», при этом симптоматика  невроза была налицо.         

(Кстати, сам  Джон Уитмор – бывший профессиональный гонщик - 

имеет психологическое образование. ) Коуч по  роду деятельности не должен давать советов и рекомендаций, его искусство -  в задавании  вопросов. Его задача -  расширение арсенала возможностей, внутренних ресурсов  клиента, при этом клиент делает свой выбор сам. Такая позиция  коуча требует от него  навыка безоценочного взгляда на клиента, толерантности - принятия  клиента, эмпатичного отношения к нему (эмпатия – умение почувствовать чувства другого) т.е.  качеств и умений,  которые развиваются только в ходе прохождения собственной психотерапии. Именно поэтому Санкт- Петербургский институт коучинга предлагает  двухлетнее образование, с  обязательным прохождением психотерапии,  а его преподаватели – юнгианские аналитики. 

Разочарование вызывает  и некоторая  российская  литература по коучингу.  Поскольку российский печатный бизнес предоставляет возможность издавать книги всем, кому хочется писать, в  такой ситуации плагиат западных книг не самая большая беда как в случае с книжкой нашего гуру. Хуже когда  книги по коучингу, претендующие на руководство к действию, пишутся людьми далекими от психологии. К примеру  в книге о коучинге ( «Коучинг от А до Я»)  автор с техническим образованием, но с регалиями международного коуча, рассуждает о специфических  бессознательных ньюансах, которые возникают в  клиентом  в ходе терапевтической сессии контексте психотерапевтических  отношений, замешивая в одну кучу термины из всех  направлений психотерапии.  После чего дают советы как консультировать (?!). 

Что  общего в  развитии русского коучинга и в западного? – в нарастающих спорах о коучинге ( см. отрывки из статьи «Топ коучинг: прямая и реальная угроза»). Также как и на Западе в России есть разделение на коучинг, которым занимаются психологи, получившие психотерапевтическое образование и коучинг, которым занимаются другие специалисты.  По мнению западного гуру менеджмента Уоррен Бенниса: « В основном коучинг – это приемлемая форма психотерапии».  Российская практика  не отличается от западной, поэтому неслучайно в консультировании менеджеров GROW приходится пользоваться редко. 

Лариса Винникова, управляющий партнер консалтинговой группы «Контакт», Гештальт терапевт, бизнес – тренер.

Из статьи

«Топ коучинг: прямая и реальная угроза!

Стивен Берглас , журнал «Hard Business Review», 2002 год

Топ – коучинг –помощь руководителям  в решении личных проблем – за последние 15 лет обрел невиданную популярность, стал быстрорастущей индустрией и дорогостоящей процедурой  ( в  России в 2-3 раза дороже чем психотерапия. По западным оценкам гонорар за  4 месяца работы коуча психотерапевт отрабатывает за 10 лет!)  Ответ на вопрос  «почему компании платят такие гонорары» - прост. Потому что  коуч- консультанты предлагают на первый взгляд легкие и быстрые решения. В психотерапии руководителей  часто пугает не цена, а затраченное время. 

Современный мир помешался на поиске простых ответов на сложные вопросы – именно этим во многом объясняется столь большая популярность коучинга. Люди ищут возможность быстро и желательно без усилий изменить жизнь к лучшему. Рынок наводнили разные самоучители типа «12 простых щагов к успеху» или « 7 привычек эффективного человека». На этом фоне серьезная психотерапия теряет популярность ( в Росси она  не успела  быть популярной) , а образовавшуюся брешь заполняет коучинг, предлагающий быструю альтернативу.

Многие коуч- консультанты, особенно те, что черпают вдохновение в спорте, преподносят себя как специалисты, способные дать простые  ответы на сложные вопросы и обеспечить быстрые результаты.  Чтобы быстро получить результаты, многие коучи используют примерно те же методы, что и спортивные тренеры, отвергая подходы, требующие серьезных затрат времени. Это нравится руководителям.  К тому же многим проще сказать: «Я советуюсь с коуч- консультантом», чем « Я иду на прием  к психотерапевту». Коучи склонны делать основной упор  на поведенческие аспекты – зачастую подходы коуча- консультанта базируются на бихевеористике (изучение поведенческих особенностей). Открытия в бихевеористике значительно помогли людям скорректировать свое поведение, однако ее достижений недостаточно, чтобы решать проблемы руководителей. Поэтому они рискуют попасть в ловушки лечения симптомов, а не самой болезни. Такие специалисты часто недооценивают или просто игнорируют серьезные психологические проблемы клиентов, и тогда коучинг может причинить ощутимый вред.  Подчас проблемы руководителя обусловлены глубоким психологическим конфликтом на подсознательном уровне, и в этом случае любое непрофессиональное вмешательство опасно…

Печально то, что коучинг, направленный в неверное русло, игнорирует и даже создает глубокие психологические проблемы, с которыми часто может справиться только психотерапия. При такой работе консультант часто упускает из виду подсознательный психологический конфликт, который возможно, мучит сотрудника. Это могут иметь ужасные последствия как для компании, так и для самого человека.

(Полная версия статьи опубликована   в сборнике классика  «Hard Business Review» «Как стать эффективным руководителем», изд. «Альпина Бизнес Букс», 2005г.)